международный информационный проект "РУССКИЙ ДИАЛОГ"
Внимание! "Русский Диалог" изменил адрес. Теперь к ссылке rus-dialog.com добавляем ACTIVEBOARD, получается Rus-Dialog.Activeboard.Com. Постепенно на форуме все ссылки относящиеся к Rus-Dialog.com и Sobesednitsa.Activeboard.com будут заменены на Rus-Dialog.Activeboard.Com
Можно, рассуждая о гидатопироморфизме, быть при этом круглым дураком. И наоборот, разглогольствуя о жареных грибах, быть весьма умным человеком. (Довлатов)
Понятно, самым простым способом познания мира многим представляется прочитать много умных книг, где все объясняется. Такая форма знания называется начетничеством. Если пассивно усвоенная сумма знаний подавляет способность к самостоятельному мышлению (у кого, конечно, была вообще такая способность) – чего ж тут хорошего.
Тип-трафарет кабинетного ученого: седой мудрец в завалах книг, сведущий в глубинах всех наук, которого легко облапошивает любой жулик, потому что "реальной жизни" чудак-ученый не знает. Тип противоположный: лукавый жулик, предприимчивый хитрец, который верит, что Солнце вертится вокруг плоской Земли, что интересует его лишь постольку, поскольку в темноте удобней грабить, – зато отлично разбирающийся в практической психологии конкретных людей, которых оставляет в дураках, побуждая их делать то, что нужно ему. Вот и скажите теперь, кто из них лучше знает жизнь. Оба лучше. Просто на разных уровнях. Михаил Веллер
К сожалению, это наша общая беда. Мы зависим от собственных эмоций, как наркоман от дозы. Никто не признается, что любит бояться, ревновать, обижаться, завидовать. Это – стыдные вещи. Но если рассмотреть нас под микроскопом правды, то откроются вещи ужасные и неприличные.
Мы не идеальны, мягко говоря. Вот изучением этой «темной» стороны человека и должна заниматься практическая психология, чтобы решить, наконец, самую трудную задачу в истории нашей цивилизации – превратить человека эмоционального в человека разумного
"Все было обыкновенно и буднично... Только вокруг одного человека - все расветало, шло в рост, светилось, зажигалось, рождалось и радовалось...А вокруг другого - угасало, вяло, кисло, сворачивалось и покрывалось плесенью.... " (Конец цитаты. И дополнение от меня: "А самое банальное было в том, что речь шла - об одном и том же человеке...")
"argumentum ad hominem" (" аргумент к человеку" . т.е личный, а не объективный aргумент) и кот. употребляется в том случае, когда вместо того чтобы доказывать ложность какого-либо мнения, подвергают рассмотрению личность того, кто высказал это мнение. Если, например, кто-нибудь желает доказать несостоятельность научной теории какого-либо писателя и вместо того , чтобы подвергать критическому разбору именно теорию автора, раскрывает принадлежность автора к несимпатичному для читателей политическому направлению, то он пользуется аргументом ad hominem. Это доказательство , логически самое слабое , фактически пользуется большим успехом . "
С о к р а т. Можешь ты нам сказать, что такое спра- 372
ведливость? Или ты считаешь этот предмет недостойным обсуждения?
Д р у г. Нет, я считаю его даже очень достойным.
С о к р а т. Так что же это такое?
Д р у г. Но чем же еще это может быть, как не тем, что считается справедливым?
С о к р а т. Нет, не отвечай мне так; ведь если бы ты меня спросил, что такое глаз, я бы сказал тебе: это то, чем мы смотрим; и если бы ты попросил тебе это доказать, я бы доказал. А если ты спросишь меня, что мы называем душою, я ответил бы: мы называем этим именем то, чем мы познаём. Опять-таки, если ты спросишь, что такое голос, я отвечу тебе: это то, с помощью чего мы беседуем. И точно так же ты скажи в отношении справедливого: для чего мы его используем? Отвечай примерно в том же духе, как я сейчас спрашивал.
Д р у г. Но я не очень-то в силах тебе так ответить.
С о к р а т. Что ж, если ты не можешь ответить таким образом, быть может, мой вопрос прозвучит легче вот как: скажи, каким образом различаем мы большее и меньшее? Не с помощью ли измерительной линейки?
Д р у г. Да.
С о к р а т. Ну а какое искусство пользуется этой линейкой? Не измерительное ли?
Д р у г. Да, измерительное. 373
С о к р а т. А как мы различаем легкое и тяжелое? Не с помощью ли весов?
Д р у г. Да.
С о к р а т. Ну а какое искусство пользуется весами? Не искусство ли взвешивания?
Д р у г. Несомненно, оно.
359
С о к р а т. Так скажи же, с помощью какого инструмента различаем мы справедливое и несправедливое, а также прежде всего с помощью какого искусства, когда мы пользуемся этим инструментом? Разве и теперь тебе не ясен вопрос?
Д р у г. Нет, не ясен.
С о к р а т. Но опять-таки: когда мы спорим относительно большего и меньшего, кто разрешает наш спор? Разве не измерители?
Д р у г. Да, они.
С о к р а т. А когда спор идет о многочисленном и ма-
b лочисленном, кто бывает судьями? Разве не мастера счета?
Д р у г. Как же иначе?
С о к р а т. Ну, вот. А когда мы спорим друг с другом о справедливых и несправедливых вещах, к кому мы обращаемся и кто всякий раз решает наш спор? Скажи.
Д р у г. Ты разумеешь судей, Сократ?
С о к р а т. Это хорошо сказано. Давай же, попробуй ответить и следующее: с помощью каких действий решают измерители вопрос о большом и малом? Не путем ли измерения?
Д р у г. Да.
С о к р а т. Ну а как же насчет многочисленного и малочисленного? Не путем ли счета решается этот вопрос?
Д р у г. Да.
с С о к р а т. А как решается вопрос о справедливом и несправедливом? Ответь.
Д р у г. Я не могу.
С о к р а т. Скажи, что с помощью речей.
Д р у г. Это верно.
С о к р а т. Значит, когда судьи решают наш спор о справедливом и несправедливом, они это делают с помощью речей?
Д р у г. Да.
С о к р а т. А измерители решают вопрос о большом и малом с помощью измерения? Ведь это определяется измерительной линейкой.
Д р у г. Да, так.
С о к р а т. И опять-таки искусные весовщики решают вопрос о легком и тяжелом путем взвешивания. Ведь это, как мы сказали, определяют весы.
Д р у г. Да, мы так сказали.
360
С о к р а т. Далее, мастера счета решают вопрос о многочисленном и малочисленном, считая: ведь у нас выш- d
ло, что их инструмент — число.
Д р у г. Правильно.
С о к р а т. А относительно справедливого и несправедливого мы недавно согласились, что судьи решают этот наш спор с помощью речей: ведь их инструмент — слово.
Д р у г. Ты хорошо говоришь, мой Сократ.
С о к р а т. Потому что говорю правду. Итак, по-видимому, слово — тот инструмент, с помощью которого справедливое отделяется от несправедливого.
Д р у г. Да, очевидно.
С о к р а т. Но что же такое при этом справедливое и несправедливое? Представь, кто-то спросил бы нас: поскольку измерительная линейка, измерительное искусство и измеритель решают вопрос о большем и мень- e
шем, чем являются большее и меньшее? Мы ответили бы ему, что большее — это превосходящее, меньшее же — то, что превзойдено большим. Далее, поскольку тяжелое и легкое определяются с помощью весов, искусства взвешивания и весовщика, чем являются тяжелое и легкое? Мы ответили бы ему, что чаша весов, опускающаяся книзу, несет на себе большую тяжесть, более же легкое поднимается вверх. Точно таким же образом, если бы кто спросил нас: поскольку спор о справедливом и несправедливом решают слово, судебное искусство и судья, чем же являются справедливое и несправедливое? Что мы ему ответим? Или мы пока еще не можем ответить?
Д р у г. Не можем.
С о к р а т. А как ты думаешь: это вот несправедливое — добровольное свойство людей или невольное? 374
Я имею в виду следующее: люди чинят несправедливость добровольно или невольно?
Д р у г. Полагаю, Сократ, что добровольно — в силу своей негодности.
С о к р а т. Значит, ты считаешь, что люди бывают дурными и несправедливыми по собственной воле?
Д р у г. Да, я так считаю. А ты нет?
С о к р а т. Нет, если только верить поэту.
Д р у г. Какому поэту?
С о к р а т. Тому, кто сказал:
Не бывает никто добровольно дурным и невольно блаженным 1.
361
Д р у г. Но, мой Сократ, ведь истинна древняя поговорка, гласящая, что немало лгут стихотворцы 2.
b С о к р а т. Однако я очень бы удивился, если бы оказалось, что этот поэт солгал. Так что, если у тебя есть досуг, давай разберем, правду он говорит или лжет.
Д р у г. Но я свободен.
С о к р а т. Скажи же, что ты считаешь справедливым — лгать или говорить правду?
Д р у г. Конечно, говорить правду.
С о к р а т. Значит, Лгать — несправедливо?
Д Р У Г. Да.
С о к р а т. Ну а что справедливо — вводить в заблуждение или нет?
Д р у г. Не вводить, разумеется.
С о к р а т. Значит, вводить в заблуждение — несправедливо?
Д Р У Г. Да.
С о к р а т. Далее, справедливо вредить или приносить пользу?
Д р у г. Приносить пользу.
С о к р а т. Значит, вредить — несправедливо?
Д р у г. Да.
с С о к р а т. Следовательно, говорить правду, не вводить в заблуждение и приносить пользу — справедливо, а лгать, вредить и вводить в заблуждение — несправедливо?
Д р у г. Несомненно, клянусь Зевсом!
С о к р а т. То же самое и по отношению к врагам?
Д р у г. Нет, ни в коей мере.
С о к р а т. На самом деле справедливо вредить врагам и несправедливо приносить им пользу?
Д р у г. Да.
С о к р а т. Значит, справедливо вредить врагам и вводя их в заблуждение?
Д р у г. Как же иначе?
С о к р а т. Ну а лгать, чтобы успокоить врагов и им повредить, разве не справедливо? d d Д р у г. Справедливо.
С о к р а т. Далее, ты утверждаешь, что помогать друзьям справедливо?
Д р у г. Да, я так говорю.
С о к р а т. А делать это надо без успокоительного обмана или обманывая для их же пользы?
Д р у г. И обманывая, клянусь Зевсом!
С о к р а т. Значит ли это, что справедливо приносить
362
пользу только успокоением, но не ложью? Или здесь нужна также и ложь?
Д р у г. Справедливым в этих случаях будет и лгать.
С о к р а т. Похоже, что и лгать и говорить правду одновременно будет и справедливым и несправедливым.
Д р у г. Да.
С о к р а т. А также справедливо и несправедливо успокаивать и не успокаивать.
Д р у г. По-видимому.
С о к р а т. И подобно этому вредить и приносить пользу будет справедливым и несправедливым.
Д р у г. Да.
С о к р а т. И все такого же рода вещи одновременно и справедливы и несправедливы. e
Д р у г. Мне кажется, да.
С о к р а т. Послушай же: ведь у меня, так же как и у всех людей, есть правый и левый глаз?
Д р у г. Да.
С о к р а т. И правая и левая ноздря?
Д р у г. Несомненно.
С о к р а т. И рука правая и левая?
Д р у г. Да.
С о к р а т. Значит, когда, говоря об одном и том же, ты одно у меня называешь правым, а другое — левым, то на мой вопрос, что именно ты так называешь, ты ведь можешь ответить: правое — то, что находится справа, а левое — слева?
Д р у г. Да, могу.
С о к р а.т. Далее, значит, и когда ты одно и то же именуешь то справедливым, то несправедливым, ты можешь ответить, что именно справедливо, а что — нет? 375
Д р у г. Итак, мне мнится, что справедливо все, делающееся должным образом и вовремя, то же, что не делается должным образом, несправедливо.
С о к р а т. Мнение твое превосходно. Значит, делающий все эти вещи должным образом и в должное время, поступает справедливо, а тот, кто не делает этого должным образом,— несправедливо?
Д р у г. Да.
С о к р а т. Значит, справедлив тот, кто поступает справедливо, и несправедлив поступающий наоборот?
Д р у г. Это так.
С о к р а т. Ну а кто способен в надлежащее время делать разрезы, прижигания и очищать тело?
Д р у г. Врач.
363
b С о к р а т. Потому что он в этом сведущ или по какой-то другой причине?
Д р у г. Потому что сведущ.
С о к р а т. А кто умеет в надлежащее время пахать и взрыхлять землю и делать посадки?
Д р у г. Земледелец.
С о к р а т. Потому что он в этом сведущ или же нет?
Д р у г. Потому что сведущ.
С о к р а т. Значит, и во всем остальном дело обстоит таким же образом: сведущий человек способен делать то, что должно, надлежащим образом и в надлежащее время, а несведущий — нет?
Д р у г. Да, так.
С о к р а т. Стало быть, и лгать и приносить пользу сведущий человек может надлежащим образом и в надлежащее время, а несведущий — нет?
c Д р у г. Ты прав.
С о к р а т. А тот, кто делает эти вещи должным образом, справедлив?
Д р у г. Да.
С о к р а т. Ведь он делает это в силу знания?
Д р у г. Как же иначе?
С о к р а т. Значит, справедливый человек справедлив в силу знания?
Д р у г. Да.
С о к р а т. А несправедливый бывает несправедлив в силу того, что противоположно справедливости?
Д р у г. Очевидно.
С о к р а т. Значит, справедливый человек справедлив в силу мудрости?
Д р у г. Да.
С о к р а т. А несправедливый несправедлив по невежеству?
Д р у г. Похоже, что так.
С о к р а т. По-видимому, та мудрость, что оставили нам в наследство предки, и есть справедливость, а оставленное ими невежество — несправедливость?
d Д р у г. По-видимому.
С о к р а т. А люди невежественны по доброй воле или невольно?
Д р у г. Невольно.
С о к р а т. Значит, они невольно и несправедливы?
Д р у г. Очевидно.
С о к р а т. А несправедливые люди плохи?
Д р у г. Да.
364
С о к р а т. Следовательно, они невольно несправедливы и плохи?
Д р у г. Несомненно так.
С о к р а т. А чинят они несправедливость, потому что несправедливы?
Д р у г. Да.
С о к р а т. Значит, поневоле?
Д р у г. Конечно.
С о к р а т. Ведь добровольное не возникает поневоле?
Д р у г. Разумеется, нет.
С о к р а т. И несправедливый поступок возникает в силу несправедливости нрава?
Д р у г. Да.
С о к р а т. Несправедливость же невольна?
Д р у г. Да, невольна.
С о к р а т. Следовательно, люди бывают несправедливыми, дурными и совершают несправедливые поступки невольно?
Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берёт начало из области религии. Оттуда же — вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего учёного без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии — хромая, а религия без науки — слепа
в книге "Ховот Левавот" сказано: "Уста - это перо, которым пишет сердце". Наши уста выражают то, что скрыто в сердце. Если уста истекают желчью, значит, они берут ее из сердца, которое эту желчь вырабатывает
"Когда нацисты пришли за коммунистами, я оставался безмолвным. Я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я промолчал. Я не был социал-демократом. Когда они пришли за членами профсоюза, я не стал протестовать. Я не был членом профсоюза. Когда они пришли за евреями, я не возмутился. Я не был евреем. Когда пришли за мной, не осталось никого, кто бы выступил против."
Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах ГЛАВА II. ИСКУССТВО ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил, кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, я просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца, - этому я просто не мог поверить! - Вы, кажется, удивлены, - улыбнулся он, глядя на мое растерянное лицо. - Спасибо, что вы меня просветили, но теперь я постараюсь как можно скорее все это забыть. - Забыть?! - Видите ли, - сказал он, - мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных. - Да, но не знать о солнечной системе!.. - воскликнул я. - На кой черт она мне? - перебил он нетерпеливо. - Ну хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?
Русский крестьянин суеверен, но равнодушен к религии, которая для него, впрочем, является непроницаемой тайной. Он для очистки совести точно соблюдает все внешние обряды культа; он идет в воскресенье к обедне, чтобы шесть дней больше не думать о церкви. Священников он презирает как тунеядцев, как людей алчных, живущих за его счет.
Аллах говорит в Коране:"И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания: ведь слух, зрение, сердце – все они будут об этом спрошены [в Судный День]» (Сура «Перенес ночью», 17:36)"
Дьявол, сволочь такая, дал нам познание добра и зла, из-за чего мы и познали страдание и боль... Но вот ведь штука, не познав боли мы не видели такого счастья. Пусть со мной многие и не согласятся, но не за что бы я не отказался от той боли, что испытал и испытаю, ведь именно благодаря ей я стал тем, кто я есть....
- Куда столько? Мы же не кушать пришли, чай попить. И садись, нечего топтаться у плиты. От того, что ты над чайником стоишь, вода быстрее не закипит. Садись. Знаешь историю о том, как мать трех дочерей замуж выдавала? Я отрицательно замотала головой, удивлённая странной покладистостью свекрови. - Слушай. Жили-были три сестры. Красавицы, умницы, работящие. И вот пришла им пора выходить замуж. Прослышали в соседнем ауле (4) родители молодого человека о славных сестрах и решили отправить сватов, но наказали им строго-настрого, чтобы сватались к той девушке, которая первая заварит чай и поднесет гостям. И вот пришли сватьи в дом сестёр, рассказали их матери зачем пожаловали, и уселись за дастарханом (5). И передали желание будущих свекра и свекрови - сватать ту дочь, которая быстрее всех чай заварит. Мать удивилась такому желанию, но передала его дочкам. Беседуют гости с хозяйкой, ждут чай, а девушки в это время топят очаги и кипятят воду каждая в своём чайнике. Старшая и средняя торопливо подбрасывают веток в очаг и часто-часто приподнимают крышку чайника, чтобы проверить, не закипела ли вода, уж больно им хочется быть первыми и выйти поскорее замуж. Младшая же спокойно ждёт, когда вода закипит и не подходит к чайнику, изредка подкладывая дрова в печку. Ей совсем не хотелось замуж за неизвестного джигита из соседнего аула, поэтому она не спешила и не поднимала крышку чайника, а дождалась, когда кипяток сам стал выплескиваться наружу. Тогда она заварила чай и принесла к столу, ожидая, что её расторопные сестры раньше неё принесли свои чайники. Но оказалось, что она была первой. Её и сосватали. А сестры так и не могли понять, почему их чайники закипели после чайника младшей. А ты знаешь почему? - Физику-то мы все в школе проходили. Если открывать крышку чайника, то пар горячий выходит, и вода не может набрать температуру кипения. Потому у старших сестер чайники долго не хотели закипать. - С улыбкой ответила я. Мне понравилась притча свекрови, вероятно, услышанная ею от бабушки или матери. - Воооот! Точно! Поэтому спешить не нужно, особенно когда нужно принимать важные решения. Лучше спокойно все обдумать, делать свое дело и не подгонять чайник, чтобы он закипел раньше других.
история рассказанная Остапом Бендером : ...Жила на свете учительница французского языка, которая никогда не пила спиртного. Но на чьём-то дне рожденья ей предложили попробовать коньяк. Ей это так понравилось, что она тут же выпила целую бутылку. И умерла. И так на свете стало меньше одной учительницей французского языка..."
«Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни общества, является прежде всего делом, имеющим государственное значение»
А. Макаренко «Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
В. Сухомлинский «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»
А.С. Пушкин «Семейная любовь - наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человека»
Н. Чернышевский «Воспитание - великое дело: им решается участь человека»
В.Г.Белинский «…Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно…
Отец и мать в глазах должны иметь право на счастье в первую очередь. Нет никакого смысла ни для матерей, ни для дочерей, ни тем более для государства воспитывать потребителей материнского счастья. Самая ужасная вещь - воспитывать детей на материнском или отцовском счастье.»
А.С. Макаренко «Целость и единство семейного коллектива - необходимое условие хорошего воспитания… Кто хочет действительно правильно воспитать своих детей, тот должен беречь это единство. Оно необходимо не только для детей, но и для родителей…»
А.С.Макаренко
Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, —мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошеестало много лучшим, a плохое изменилось и стало хорошим.
Лукиан
Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.
Платон
Порывы, воля, а также желания присущи даже новорожденным детям, между тем как рассудительность и ум, естественно, появляются у них только с возрастом. Потому и забота о теле должна предшествовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела воспитанию души.
Аристотель
Семейная любовь — наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человека.
Н. Чернышевский Жена — не любовница, но друг и спутник нашей жизни, и мы заранее должны приучиться к мысли любить ее и тогда, как она будет пожилою женщиною, и тогда, как она будет старушкой.
В. Белинский Лишь сильная любовь может загладить те мелкие недоразумения, которые возникают при совместной жизни.
Т. Драйзер Супружество должно сражаться со всепожирающим чудовищем — с привычкой.
О. Бальзак Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, — наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова...
А. Герцен Брак приносит много огорчений, однако безбрачие не дает никаких радостей.
С. Джонсон Я всегда старался не раздражаться и уступать в ссоре, чем и достигал умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело улаживалось само собой. Почти всегда приходится ошалеть, что ссора не была прекращена вначале.
Л. Толстой Счастье — как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
'Там, где присутствует душевная тревога и отчаяние, — бесовская духовная жизнь. Не тревожьтесь душой ни по какому поводу. Душевная тревога происходит от диавола.' (Старец Паисий Святогорец)
"Ерунда - калоши. Не в калошах счастье", - подумал пес, - "но личность выдающаяся." · Не угодно ли - калошная стойка. С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: н_и о_д_н_о_г_о - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? · Да у него ведь, Филипп Филиппович, и вовсе нет калош, - заикнулся было тяпнутый. · Ничего похожего! - громовым голосом ответил Филипп Филиппович и налил стакан вина. - Гм... Я не признаю ликеров после обеда: они тяжелят и скверно действуют на печень... Ничего подобного! На нем есть теперь калоши и эти калоши... мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли весной 1917 года. Спрашивается, - кто их попер? Я? Не может быть. Буржуй Саблин? (Филипп Филиппович ткнул пальцем в потолок). Смешно даже предположить. Сахарозаводчик Полозов? (Филипп Филиппович указал вбок). Ни в коем случае! Да-с! Но хоть бы они их снимали на лестнице! (Филипп Филиппович начал багроветь). На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц? Доктор Борменталь, статистика - ужасная вещь. Вам, знакомому с моей последней работой, это известно лучше, чем кому бы то ни было другому. ·Разруха, Филипп Филиппович. · Нет, - совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, - нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления самого этого слова. Это - мираж, дым, фикция, - Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заерзали по скатерти. - Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. - Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха.
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" - я смеюсь. (Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!