международный информационный проект "РУССКИЙ ДИАЛОГ"
Внимание! "Русский Диалог" изменил адрес. Теперь к ссылке rus-dialog.com добавляем ACTIVEBOARD, получается Rus-Dialog.Activeboard.Com. Постепенно на форуме все ссылки относящиеся к Rus-Dialog.com и Sobesednitsa.Activeboard.com будут заменены на Rus-Dialog.Activeboard.Com
В столице Казахстана Астане завершился 35-я встреча в верхах ОБСЕ. Встреча доказала, что ОБСЕ находится в глубоком кризисе. Лидеры 38 стран не нашли никакого компромисса и согласовали беззубую по сути декларацию, которую эксперты тут же раскритиковали за отсутствие конкретики по разрешению территориальных споров.
В саммите Организации безопасности и сотрудничества в Европе приняли участие главы 38 государств и главы многих международных организаций, в том числе ООН. Эта первая за десять лет встреча в верхах стала также первой, местом проведения которой был выбран Казахстан. Поэтому казахский лидер Нурсултан Назарбаева изо всех сил старался продемонстрировать, что республика достойна оказанного доверия.
"Мы разделяем озвученное разочарование, что нам не удалось добиться большего в разрешении некоторых наиболее насущных вопросов нашей повестки дня, включая неурегулированные конфликты".
Принятие экспертами заключительного документа саммита затянулось почти на 10 часов. Нурсултан Назарбаев, объявляя в четверг перерыв в пленарном заседании, предпринял последнюю попытку добиться хоть какой-то общей итоговой резолюции, напомнив, что в ходе двухдневных дискуссий главы государств и правительств подчеркнули важность принятия такой декларации.
Накануне Россия в лице главы МИДа Сергея Лаврова предупредила, что не поддержит формулировки итоговых документов саммита, в которых будет идти речь о "конфликте в Грузии".
Однако поздно вечером Назарбаев все-таки объявил, что саммит ОБСЕ завершен принятием Астанинской декларации. «Есть ли у глав государств возражения? Нет. Если нет возражений, предлагаю принять документ. Могу ли я считать, что имеется консенсус по проекту документа? Возражений нет. Объявляю о принятии Астанинской декларации "Навстречу сообществу безопасности", – сказал Назарбаев.
По его словам, принятие декларации стало "общим историческим успехом", что "открывает новый этап в жизни организации". Назарбаев выразил надежду, что "Астанинская декларация даст старт построению сообщества евроатлантической и евразийской безопасности".
Впрочем, сразу после заявления Назарбаева группы стран и отдельные участники саммита огласили собственные, особые мнения. Так, Евросоюз в своем заявлении по итогам саммита не смог не заявить о поддержке территориальной целостности Грузии.
"В том, что касается Грузии, ЕС подтверждает свою твердую и постоянную приверженность суверенитету и территориальной целостности Грузии в рамках ее международно-признанных границ при полном соблюдении европейского права и заключительного Хельсинского акта", – говорится в документе. В том же заявлении ЕС есть и призыв возобновить переговоры по урегулированию Приднестровского конфликта. В свою очередь вице-премьер Молдавии Виктор Осипов также остался недоволен декларацией. Он назвал ее "далекой от совершенства", поскольку в ней нет "адекватного" отражения "важнейших озабоченностей" Кишинева и других стран ОБСЕ. "Однако неспособность согласовать на этом саммите какой-либо документ вообще нанесла бы серьезный урон авторитету нашей организации", – добавил он.
Причины и история конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Как передает "Интерфакс", свою досаду от провала попытки согласовать план действий не скрывали США. По словам представителя Вашингтона, никак не отражены серьезные основные проблемы безопасности – "затяжные конфликты в Грузии, Молдавии, Нагорном Карабахе". "Поскольку нам не удалось прийти к соглашению, мы решили, что лучший путь вперед – это принятие Астанинской декларации, где подтверждены основные принципы ОБСЕ", – отметил представитель США.
А в российской делегации констатировали, что "компромисс стал невозможным из-за проявленного отдельными участниками переговорного процесса идеологизированного подхода". "Мы также не можем забывать об ответственности государств за свои действия на международной арене, а забвение такой ответственности будет вновь и вновь превращать ОБСЕ в заложника политических предпочтений. Наши предложения сформулированы по ходу переговоров и известны нашим партнерам. В них содержались все необходимые элементы для достижения согласия", – сказал источник в делегации России.
"Мы разделяем озвученное разочарование, что нам не удалось добиться большего в разрешении некоторых наиболее насущных вопросов нашей повестки дня, включая неурегулированные конфликты", – сказал, подытоживая выступления экспертов, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев. Вместе с тем, сказал он, "эта декларация вновь подтверждает нормы, принципы и обязательства, лежащие в основе нашей организации".
Праздник для рядовых горожан По мнению многих гостей, Назарбаев несколько переусердствовал по части обеспечения безопасности мероприятия. На гостей и участников саммита столица Казахстана произвела неоднозначное впечатление. Если не считать тысяч милиционеров, шикарные улицы казахской столицы были почти пустыми. 1–2 декабря в большинстве госучреждений города были объявлены выходными, на время которых многим астанинцам настойчиво рекомендовали уехать куда-нибудь. У пресс-центра саммита журналистов приветливо встречала бронетехника: милицейские посты были усилены БТР, иногда замаскированными, а иногда и нет.
Вместе с тем нельзя не отметить, что казахские власти постарались компенсировать жителям города причиненные неудобства, попробовав создать вокруг саммита атмосферу праздника. В Астане прошли сразу несколько концертов, а плакатов с приветствиями участникам саммита было немногим меньше, чем плакатов с поздравлениями с наступающим Новым годом.
Таким образом, апофеозом всенародного ликования, вероятно, стоит считать широко освещаемое казахским телевидением событие – регистрирование загсом столичного района Сарыарык новорожденного с необычным именем Саммитхан. Так родители отца ребенка (дедушка и бабушка по казахской традиции присваивают имя первенцу) решили отметить встречу в верхах. По сообщению казахского телевидения, некий житель Астаны решил пойти еще дальше, обратившись к мэру Астаны по Интернету с просьбой премировать каждую семью, у которой 1–2 декабря родятся дети. Мэрия инициативу отклонила.
К сожалению, не до праздника было самим участникам саммита. Ожидалось, что на нем будет принята итоговая декларация. В этом документе предполагалось наконец сформулировать цели и задачи организации, а главное, те принципы, которыми она должна руководствоваться при разрешении региональных конфликтов (а именно эта задача стала основной для ОБСЕ после окончания холодной войны).
В частности, наблюдатели ожидали разрешения вопроса, что сейчас важнее – территориальная целостность государств или право наций на самоопределение, государственный суверенитет или права человека? От декларации ожидали если не ответа, то хотя бы намека на ответ. Но и его не прозвучало из-за несовпадения позиций стран – участников ОБСЕ по трем конфликтам: вокруг Грузии, Нагорного Карабаха и внутри Киргизии. Ностальгия по Хельсинки Тему конфликта вокруг Южной Осетии первым поднял накануне в своей речи российский президент. Дмитрий Медведев озвучил свою давнюю идею о необходимости заключения новый договора о безопасности в Европе взамен нынешнего, неработающего. Как выразился президент, «нужна более четкая правовая база и универсальные правила использования ресурсов организации».
Перейдя к конкретике, Медведев сказал, что в основе урегулирования конфликтов должно лежать неприменение силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов и обеспечение прав гражданского населения, оказавшегося в зоне конфликта. "Повторю, что урегулирование по таким вопросам действительно должно быть абсолютно мирным. Применение военной силы, как это пыталось сделать руководство Грузии в отношении Южной Осетии в августе 2008 года, является абсолютно недопустимым", – заявил Медведев.
Оппонировать ему взялась госсекретарь США Хилари Клинтон. Она, напомнив, что Саакашвили уже взял на себя обязательство не применять силу для "возвращения" Южной Осетии, перевела разговор в другую плоскость: призвала Москву снять свое вето на продление миссии ОБСЕ в Грузии. Эту тему развил сам Саакашвили. Помимо ярко-зеленого галстука грузинский лидер поразил собравшихся частым повторением цифр 80 и 20. "Даже в ситуации, когда Россия отказывается вывести свои войска с 20% нашей территории, Грузия будет применять право на самооборону лишь в случае нового вторжения на 80% грузинской территории", – заявил Саакашвили.
Впрочем, к моменту произнесения речи главный потенциальный ее адресат – то есть Дмитрий Медведев – в зале заседаний уже отсутствовал. Уже в среду он отбыл из Казахстана, так и не услышав лично, как Клинтон и Саакашвили поддержали участники саммита из Прибалтики, например министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис и премьер-министр Эстонии Андрус Ансипп. Оба прибалтийских политика упорно именовали конфликт вокруг Южной Осетии и Абхазии внутригрузинским.
Между тем, как пояснил после ухода Медведева министр иностранных дел России Сергей Лавров, именно формулировка "конфликт в Грузии", которую планировалось включить в текст итоговой декларации, заставляет россиян отказаться от ее подписания.
Ошский разлом Следующей была пикировка между главой Киргизии Розой Отунбаевой и министром иностранных дел Узбекистана Владимиром Норовым. Киргизский президент подчеркивала, что трагические события на юге республики в июне этого года, когда в столкновениях между узбеками и киргизами в городе Ош погибли тысячи человек, вызваны политической нестабильностью в республике. Теперь же, как заверила Отунбаева, временное правительство взяло ситуацию под контроль, порядок восстанавливается в том числе благодаря полицейской миссии ОБСЕ, направленной в республику этой осенью.
Однако Норов заявил, что узбекские власти, напротив, считают усилия Организации безопасности и сотрудничества в Европе для урегулирования ситуации в Киргизии совершенно неудовлетворительными.
"Надо признать, что, к сожалению, ОБСЕ и ее структуры практически никакой позитивной роли в предупреждении и нейтрализации кровавых событий в июне этого года на юге Киргизии не сыграли", – сказал узбекский дипломат. Норов поднял и крайне болезненный для Бишкека вопрос: о необходимости наказания виновников бойни в Оше и расследования июньских событий международной комиссией под эгидой ОБСЕ.
Собственно, такая комиссия во главе со спецпредставителем Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по Центральной Азии Киммо Кильюненом уже была создана еще этим летом. Но Норов усомнился в том, что она действительно способна провести расследование. «Хотелось бы отметить, что практически эта комиссия, собственно, не имеет никаких полномочий ни от ООН, ни от ОБСЕ, возникает вопрос: кто и на каком уровне будет рассматривать результаты этой комиссии?» – задался риторическим вопросом узбекский министр.
Любопытно, что негативная оценка узбекской стороны нисколько не помешала действующему председателю ОБСЕ Канату Саудабаеву заявить о том, что происходящее в Киргизии полностью подтвердило востребованность этой организации.
Окончательно загнали в тупик ситуацию с принятием декларации президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян. Азербайджанский лидер подтвердил, что на переговорах по Нагорному Карабаху его страну устроит только такой итог, «который будет основан на нормах и принципах международного права в рамках территориальной целостности Азербайджана». А Саргсян выступил с крайне резкой отповедью, фактически пригрозив азербайджанцам войной, если те предпримут попытку вернуть Карабах силой.
"В случае если Азербайджан прибегнет к военной агрессии, у Армении не будет другого выбора, как признание Нагорно-Карабахской Республики, ее юридического статуса и усиление ее возможности с целью обеспечения безопасности народа Арцаха", – сказал Саргсян, произнеся армянское название Нагорного Карабаха, являющееся абсолютным "табу" в лексиконе азербайджанских политиков.
При этом Саргсян добавил, что "Нагорный Карабах обречен как территориальная единица в рамках Азербайджана. И каким бы ни было решение конфликта, оно должно основываться на доброй воле народа Карабаха". Понятно, что после такого заявления обсуждать какие-либо общие подходы к решению конфликта представлялось крайне затруднительным.
28-29 ноября 2010 года в Астане (Казахстан) прошла Параллельная конференция гражданского общества ОБСЕ, на которой был принят ряд конкретных рекомендаций, нацеленных на укрепление возможностей организации по реагированию на возникновение, предупреждение конфликтов и кризисов, на усиление взаимодействия ОБСЕ с организациями гражданского общества и на решение проблем соблюдения прав человека.
На конференции было принято заявление о положении правозащитников и журналистов в странах постсоветского пространства, в котором прозвучали призывы к проведению "полноценной амнистии правозащитников, осужденных на большие сроки лишения свободы по политическим мотивам, и помилованию тяжелобольных узников в странах СНГ". В Узбекистане это – Алишер Караматов, Жамшид Каримов, Норбой Холжигитов, Дильмурод Саидов.
В заявлении содержится обращение к государствам-участникам ОБСЕ с призывом "поднять на саммите и на двусторонних встречах с главами Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации и иными заинтересованными государствами ситуацию с правозащитниками Евгением Жовтисом, Азимжаном Аскаровым, Алексеем Соколовым, а также журналистами Ейнуллой Фатулаевым, Николом Пашиняном и Рамазаном Есергеповым".
Принятый итоговый документ с рекомендациями будет представлен главам делегаций стран-участниц ОБСЕ на саммите в Астане, который пройдет 1-2 декабря.
В работе Параллельной конференции участвовали около двухсот делегатов от НПО Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Греции, Казахстана, Кыргызстана, Норвегии, Нидерландов, Польши, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Швеции, 19 представителей международных НПО, 21 официальный представитель Казахстана, Европейского Союза, Финляндии, Франции, Германии, Литвы, Британии, США, а также 11 членов БДИПЧ ОБСЕ.
В числе организаторов: Human Rights Watch, Freedom House, международная организация СИВИКУС (Всемирный альянс за гражданское участие) со штаб-квартирой в Вашингтоне, Казахстанское бюро по правам человека и соблюдению законности, российский Центр развития демократии и прав человека, Норвежский Хельсинкский комитет, Международная Хельсинкская федерация по правам человека и другие организации.
Двухдневная программа Параллельной конференции состояла из пяти сессий: "Обсуждение фундаментальных свобод и представление рекомендаций ОБСЕ по выполнению обязательств в области человеческого измерения", "Обсуждение ситуации в странах бывшего СССР с фокусом на Центральной Азии", "Усиление способности ОБСЕ эффективно реагировать на политические и гуманитарные кризисные ситуации", "Укрепление механизмов, функциональности и связей с гражданским обществом", "Планы по участию гражданского общества в ОБСЕ на 2011 и последующие годы".
На открытии конференции прозвучала аудиоозапись обращения к коллегам отбывающего наказание в местах лишения свободы директора Казахстанского бюро по правам человека Евгения Жовтиса и видеообращение главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой.
В зале, где проходила конференция, была установлена специальная "Стена солидарности", представляющая собой стенд, на который каждый участник форума мог прикрепить фотографии своих коллег, подвергающихся гонениям со стороны властей, и документы, свидетельствующие о репрессиях в отношении людей, занимающихся правозащитной деятельностью.
Стена солидарности. Фото ИА "Фергана".
Говоря о защите гражданских прав, международные организации заострили внимание на ограничении свободы слова, действиях СМИ, попадающих под негласную цензуру, и на преследовании правозащитников в странах с тоталитарными режимами. Участники конференции отметили, что зачастую профессиональная деятельность журналистов и правозащитников связана с угрозой для жизни, когда их могут просто устранить физически.
- На постсоветском пространстве видеть сидящего в тюрьме журналиста не редкость, не только в России, но, например, в Узбекистане или Азербайджане, - отметил профессор грузинского Государственного университета Илии Олег Панфилов. – Часто судебные процессы используются не столько для того, чтобы "восстановить справедливость", сколько для мести чиновников и для запугивания неугодных.
Говоря об опасности журналистской профессии, Панфилов отметил, что определенные статьи законов используются для расправы с журналистами. Он обратил внимание на отсутствие механизма исполнения принятых законов, а также на проблемы цензуры, самоцензуры, интернет-блокировок, доступа к информации и т.д.
Олег Панфилов, профессор грузинского Государственного университета Илии. Фото ИА "Фергана".
Панфилов призвал журналистское сообщество к консолидации, сказав, что "журналистам необходимо поддерживать друг друга, соблюдать журналистскую этику и понимать, что свобода никогда не может быть подарком и за нее нужно бороться сообща". ОБСЕ же, по его словам, могла бы стать "не молчаливым и опасливым модератором в неравных отношениях правительств и гражданского общества, а активным участником процесса сотрудничества и безопасности, обозначенного в названии организации".
Говоря о свободе объединений, эксперт Казахстанского международного бюро по правам человека Юрий Гусаков отметил, что "в Центральной Азии существуют специальные подразделения, тщательно бдящие за общественными организациями". Эксперт уверен, что "НПО должны существовать и управляться лишь доброй волей их организаторов", подчеркнув, что "свобода – это то, куда государство не имеет права совать свой нос". Он рекомендовал ОБСЕ инициировать процесс, который "поднял бы на высокий уровень свободу ассоциаций и создал конвенцию о соблюдении этого права".
Сотрудник белорусского правозащитного центра "Вясна" Алесь Беляцкий сообщил об ухудшении условий работы правозащитников, чему свидетельством являются прошлогодние убийства российских коллег. Прямые угрозы получают правозащитники из Кыргызстана. В Беларуси нередки обыски и конфискации в офисах правозащитников. В Узбекистане только за этот год было арестовано более десяти борцов за гражданские права. Казахскому правительству Беляцкий напомнил о судьбе четырех казахских правозащитников, в том числе о Евгении Жовтисе, и предложил приложить все усилия, чтобы репрессии против правозащитников прекратились.
Не обошлось и без курьеза, когда присутствующий на конференции советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев проявил неосведомленность в сфабрикованном властями Кыргызстана деле правозащитника Азимжана Аскарова – этнического узбека, осужденного пожизненно с многочисленными судебными нарушениями. Ертысбаев попросил уточнить, за какое именно преступление судили правозащитника. Когда же ему посоветовали "почитать СМИ", советник, видимо, ознакомившись с подробностями дела Аскарова, позже извинился и сообщил, что готов "самым серьезным образом подключиться к ситуации".
Между тем проведение специальной сессии по обсуждению ситуации в странах бывшего СССР с фокусом на Центральной Азии вызвала негативную реакцию у отдельных представителей казахских НПО, которым явно не понравилось такое выделение, и они назвали его "некорректным, поскольку и в Европе права журналистов тоже ухудшились". И вообще, "конференция не может называться параллельной конференцией ОБСЕ, и ее рекомендации не могут быть адресованы саммиту".
Марат Башимов, член Комиссии по правам человека при президенте Казахстана. Фото ИА "Фергана".
Но особо поразил аудиторию член Комиссии по правам человека при президенте Казахстана Марат Башимов, который на повышенных тонах возмущался, что на прошедшей накануне обзорной конференции "тридцать человек обсуждали Казахстан, записанные тексты читали, а вот в США национализм, расизм, Гуантанамо, цэрэушники по всему миру творят что хотят, и почему это никто не обсуждает?"
Организаторы объяснили г-ну Башимову, что поскольку конференция проводится на территории Казахстана, то здесь обсуждаются проблемы центральноазиатского региона, а если бы конференция, к примеру, проходила в Литве, то там бы тоже обсуждались региональные вопросы.
Между тем специальная сессия состоялась, и на ней, в частности, прозвучало выступление координатора Экспертной рабочей группы Сухроба Исмоилова, который сфокусировал внимание участников на изменениях, происходящих в Узбекистане, как они могут отразиться на взаимоотношениях страны с ОБСЕ и другими международными организациями.
- Все поднятые на предыдущей сессии проблемы характерны и для Узбекистана, с одной лишь разницей – наши власти в последние годы научились ловко проводить те же международные программы, проекты "по продвижению прав человека, демократизации общества, верховенства закона", что ранее осуществлялись международными организациями, - отметил Исмоилов. – Теперь этих организаций нет, но под бдительным контролем властей создаются общественные организации, проводящие программы обучения, разрабатывающие проекты мониторинга для других местных организаций. Поэтому, живя и работая в Узбекистане, я, как активист, уяснил для себя одно: все положительные изменения касательно прав человека будут происходить в нашей стране очень медленно, пошагово. Каждый шаг должен быть подстрахован и перепроверен: не создает ли это угрозу для правящей политической элиты. Лишь только после этого будут происходить какие-то изменения. И, естественно, как группа, работающая в области прав человека, мы должны это учитывать.
В последнее время, по словам Исмоилова, наблюдается "рост правозащитной риторики". Об этом в Узбекистане официально заявляется последние два-три года, в попытках построения новых взаимоотношений с Западом после андижанских событий. В рамках этой риторики принимаются всевозможные национальные программы.
- Но мы должны предупредить ОБСЕ об обманчивости таких программ, поскольку они рассчитаны, как правило, на небольшой срок, за который не решить серьезных проблем, и по истечении этого срока правительство выступает с громкими заявлениями, что «проблема исчерпана, и теперь, давайте обратимся к следующей, - поясняет Исмоилов. – Такой "популярный" формат порой вводит в заблуждение наблюдателей.
По его мнению, из-за того, что начиная с 2005 года, многие международные программы развития были выдавлены из страны, власти испытывают огромную нагрузку и нуждаются в помощи НПО, идя на уступки в так называемом социальном партнерстве. Большинство этих проектов носит социально-ориентированный характер, направленный на борьбу с нищетой, создание рабочих мест, защиту прав инвалидов и так далее.
- Создание НПО в этом секторе, в свою очередь, приводит к сокращению количества правозащитных организаций, и нам приходится искать сотрудничества с НПО, которые имеют доступ к национальным программам, мы пытаемся налаживать партнерство с этими организациями, чтобы быть услышанными властью. Считаю это необходимым для каждого правозащитника, работающего по гражданским и политическим правам в Узбекистане, мы должны пытаться находить таких союзников. Поэтому, обращаясь к ОБСЕ, хочу сказать, что выстраивая новые программы в отношении Узбекистана, нужно учитывать эти моменты, - сказал Сухроб Исмоилов.
Справа - Юрий Гусаков, эксперт Казахстанского международного бюро по правам человека. Слева - Вячеслав Мамедов, Демократический гражданский союз Туркменистана. Фото ИА "Фергана".
После С.Исмоилова выступал Вячеслав Мамедов, возглавляющий Демократический гражданский союз Туркменистана. Он выступил с критикой по поводу проводимой последние двадцать лет политики Запада в отношениях с правящим режимом Туркменистана, назвав ее тупиковой.
- Такая политика западных институтов привела к одной из наихудших после Бирмы и Северной Кореи диктатур, - подчеркнул Мамедов. – В итоге у нас нет ни демократии, ни свободы мнений, и как в соседних тоталитарных странах, преследуется любое инакомыслие. Свобода передвижения в Туркменистане отсутствует. Более 15 тысяч человек находятся в списках "невыездных", в числе которых люди, проявляющие минимальную нелояльность к правящему режиму. Политзаключенные по многу лет томятся в местах заключения, похожих на концентрационные лагеря, куда запрещен доступ не только родственникам, но и адвокатам. В тюрьмах практикуются пытки. Приход к власти Бердымухамедова не изменил ситуацию в стране, - заявил правозащитник.
Мамедов призвал участников "продолжать оказывать давление на существующий режим", отметив, что "политика соглашательства, поддержки подобных режимов приводит к несчастьям и бедам для всех народов Центральной Азии".
Как отмечалось в статье международного обозревателя газеты "Время новостей", эксперта по Центральной Азии и модератора специальной сессии Параллельной конференции Аркадия Дубнова, "особое внимание было уделено Туркмении – хотя бы потому, что ни одному гражданскому активисту из этой страны не удалось приехать в Астану. Страна была представлена лишь одним туркменским политэмигрантом из Европы и главой туркменской службы радио "Свобода".
"Одних не выпустили туркменские власти, другим не дали визу по неизвестным причинам власти Казахстана, - пишет Дубнов. - От них было зачитано обращение к конференции за подписью 19 человек. В нем констатировалось, что "гражданское общество в Туркменистане уничтожено" и "туркменская модель его подавления уже применяется властями в других странах Центральной Азии". Авторы документа утверждают, что "офис ОБСЕ в Ашхабаде давно перестал играть роль действенного механизма проводника демократии и занят лишь имитацией процесса осуществления своего мандата", а "своим присутствием и деятельностью в Туркменистане ОБСЕ фактически превратилась в адвоката тоталитарного туркменского режима".
Говоря о ситуации в Кыргызстане, глава киргизского правозащитного центра "Граждане против коррупции" Толекан Исмаилова сообщила, что сегодня "ситуация в стране имеет нехороший латентный характер", что "все конфликты, происходящие с 1993 года, лежат и на совести ОБСЕ". Помощь этой организации, по словам Исмаиловой, остается лишь на бумаге. И международная комиссия, организованная по инициативе скандинавских стран и расследующая июньские события, по ее мнению, просто теряет время, не занимаясь реальным исследованием фактов.
Толекан Исмаилова, глава киргизского правозащитного центра "Граждане против коррупции". Фото ИА "Фергана".
- Сегодня мы хотим, чтобы мандат международной комиссии был реальным, соответствовал международным стандартам соблюдения прав человека, чтобы опыт Кыргызстана не повторился в других странах, - подчеркнула Толекан Исмаилова.
Она выразила благодарность послу по особым поручениям Министерства иностранных дел Казахстана Мадине Джарбусыновой и советнику президента по политическим вопросам Ермухамету Ертысбаеву за то, что с их стороны было обещано предпринять шаги по достойной защите Азимжана Аскарова и по обеспечению справедливого правосудия. Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Казахстана Мадина Джарбусынова и советник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев. Фото ИА "Фергана".
На следующих сессиях обсуждалось "усиление способности ОБСЕ эффективно реагировать на политические и гуманитарные кризисные ситуации", а также "укрепление механизмов, функциональности и связей с гражданским обществом" и "планы по участию гражданского общества в ОБСЕ в 2011году и далее".
Каждая сессия сопровождалась дискуссиями и презентациями рекомендаций. Представители гражданского общества стран Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана - и международные организации разработали документ: "Общее видение. Центральная Азия: "стабильность" и сумерки демократии".
В документе представлены следующие рекомендации ОБСЕ: вернуть в деятельность организации полноценное значение гуманитарной составляющей ее основополагающих документов (так называемая "третья корзина ОБСЕ"); уйти от преобладания в деятельности ОБСЕ "пилотных" проектов в пользу постоянного мониторинга состояния прав человека и прогресса в развитии демократических институтов, с обязательной регулярной публикаций итогов мониторинга; стимулировать власти стран региона к полноценному и конструктивному сотрудничеству с международными правозащитными, гуманитарными и экологическими НПО; активизировать практику "Московского механизма" ОБСЕ, возобновить переговорный процесс по прецеденту его применения к Туркменистану; расширить сферу применения "Московского механизма" ОБСЕ для случаев, подобных событиям в Кыргызстане (Ош) и в Узбекистане (Андижан); начать открытый (публичный) диалог с властями стран региона о судьбе политических заключенных и узников совести, особенно для случаев их бесследного исчезновения.
Разработанные в ходе конференции рекомендации были учтены при составлении окончательного варианта итогового документа, который должен быть передан главам делегаций стран-участников ОБСЕ на саммите в Астане.
Делясь впечатлениями о прошедшей конференции, представитель Международного молодежного правозащитного движения, член оргкомитета конференции Дмитрий Макаров (Россия), в интервью "Фергане.Ру" отметил, что "пора уже брать инициативу в свои руки и не отдавать ОБСЕ на откуп чиновникам и дипломатам, а использовать эту организацию как инструмент по продвижению прав человека, верховенства демократии на всем пространстве ОБСЕ".
Аркадий Дубнов, международный обозреватель газеты "Время новостей", эксперт по Центральной Азии. Фото ИА "Фергана".
- Несмотря на то, что обсуждение вопросов, поднятых на конференции, было достаточно конструктивным, я бы поостерегся давать какие-то оценки, - говорит Макаров. - Реально же результаты этого процесса мы увидим не через месяцы, а через годы. И это не единственный процесс – есть ряд других не менее важных инициатив, таких например, как сеть "IDEA", инициированная Всемирным альянсом за гражданское участие СИВИКУС. Конструирование гражданского процесса, не опирающегося на национальное деление, исходит из общечеловеческих принципов, и, на мой взгляд, конференция является одним из элементов этого процесса.
Макаров уверен, что сегодня мало кто питает иллюзии, будто придут какие-то "добрые" государства и установят верховенство права в каких-то менее "правильных" государствах. Все гораздо сложнее, и задача гражданского общества - заставлять страны-участники ОБСЕ следовать тем обязательствам, которые они на себя взяли.
По словам известной правозащитницы из Кыргызстана Толекан Исмаиловой, "замечательно, что на параллельном саммите были приняты конкретные рекомендации, охватывающие не только человеческое измерение, но и экономику, экологию. Эти рекомендации будут полезны институту ОБСЕ, нуждающемуся в реформе. Итоговый документ говорит о том, что на ситуацию с правами человека, на последние вызовы, в частности, в Кыргызстане, ОБСЕ должно соответственно отреагировать – решить вопрос с вводом полицейских сил, которые смогут немедленно разрешать конфликты между милицией и гражданским населением".
- Мы говорили и о закрытом институте КНБ, занимающемся в контексте борьбы с терроризмом преследованием граждан, насилием над ними, о нападениях на представителей уязвимых слоев населения, на их дома, - рассказывает Толекан Исмаилова. - Мы также говорили, что помощь со стороны ОБСЕ должна оказываться институту Омбудсмена, который в Кыргызстане пока не может нормально работать. Мы понимаем, что эффективная работа ОБСЕ возможна в регионе лишь при условии паритетного участия в ней правозащитников, журналистов и активистов. Если же этого не будет, полевые офисы ОБСЕ утратят свою значимость, что нанесет большой урон хельсинкским ценностям, которые были приняты в 1975 году.
- Я не согласен с мнением некоторых участников, которые настаивали на том, что мы не должны затрагивать отдельно среднеазиатский регион, а лишь говорить обобщенно о регионе ОБСЕ, - говорит координатор ЭРГ Сухроб Исмоилов. – Председательствование в ОБСЕ среднеазиатского государства очень важно для региона. И нам необходимо этим пользоваться, заостряя внимание на самых болезненных проблемах в наших странах. Конечно же, для решения озвученных на конференции вопросов нужно время, и они не будут сразу решены после проведения саммита. Главное, что нам удалось переосмыслить общую ситуацию, еще раз вернуться к обязательствам наших правителей перед ОБСЕ, освежить существующие механизмы этой организации.
Понятно, что главная работа только начинается, - продолжает Сухроб Исмоилов. - Мы завершили лишь начальный этап долгосрочного проекта, охватывающего большую часть постсоветского пространства. Нам в весьма сжатые сроки удалось обменяться взглядами и мнениями по ряду очень важных вопросов, достичь компромисса в рекомендациях, которые будут предложены саммиту. Мы будем проталкивать эти рекомендации и дальше через различные институты в рамках ОБСЕ, а это уже второй, более сложный и ответственный этап работы. И в этом плане, надеюсь, нам предстоит плотное взаимодействие с новой страной-председателем – Литвой.
- Думаю, конференция была полезной, - говорит профессор Государственного университета Илии в Тбилиси Олег Панфилов. – Полезно, когда гражданское общество пытается участвовать в разных процессах, и, в том числе, каким-то образом оценивать такую международную организацию как ОБСЕ. А к ней имеется много нареканий, говорю как эксперт, уже тринадцать лет занимающийся этой межправительственной организацией, которая не может иметь механизма давления на страны, объединенные хельсинкскими документами, где говорится о правах человека, развитии демократии, и которая ничего толком не может сделать. Все, что выдает ОБСЕ, – это рекомендации, а страны-участники вольны их выполнять или же не выполнять.
Говоря простым языком, ОБСЕ сегодня – это крыша для гражданского общества, которое могло бы помочь организации в разных направлениях – в области прав человека, свободы слова, наблюдениях за выборами и прочем. В этом смысле конференция полезна. Есть еще надежда, что председательствование Литвы как-то изменит положение гражданского общества и сможет привлечь нас к более активной работе, - отмечает О. Панфилов.
По словам Панфилова, его постигло полное разочарование председательством Казахстана.
- Довольно смешно, когда в ОБСЕ, создававшейся как европейская организация, появляется несколько стран, не имеющих никакого отношения к Европе, – говорит Панфилов. – И довольно странно, когда страна, не отличающаяся демократическими принципами, становится председателем такой организации.
На конференции. Фото ИА "Фергана".
Возвращаясь к результатам конференции, Панфилов отметил: "Главное то, что здесь собрались люди из очень известных неправительственных организаций, представители гражданского общества, которые знают эту проблему, и самое главное, что на конференции есть много дипломатов, в том числе и представитель будущей страны-председателя, Литвы, и представители нынешнего председательства. Они должны как губка впитывать все новые идеи, новые рекомендации. Но говорить, что сегодня конференция закончится, а завтра что-то изменится – невозможно, потому что на постсоветском пространстве нет ни одной страны, которая могла бы гордо сказать, что у нее есть гражданское общество. Ну, может быть, некоторым исключением являются Украина и Грузия, а в остальных странах гражданское общество либо контролируется государством, либо находится на таком зачаточном уровне, включая Россию, что говорить об участии гражданского общества в каких-то государственных делах пока еще не приходится".
Саммит ОБСЕ в Астане проходил одиннадцать лет спустя после аналогичной встречи в верхах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Стамбуле. Именно благодаря председательству Казахстана в стране многие узнали о существовании ОБСЕ и о том, чем занимается организация, хотя бы в общих чертах, отмечает казахстанский политолог, главный редактор аналитического журнала «Правила игры» Андрей Хан.
В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Андрей Хан напомнил, что во время мадридской встречи ОБСЕ, когда стало известно о предстоящем председательстве Казахстана, власти страны дали обязательство привести ситуацию с правами человека к общеевропейским нормам. Но, свидетельствует политолог, на самом деле были приняты лишь незначительные, косметические поправки в законодательстве, которые не изменили общую ситуацию.
Хан полагает, что и председательство Казахстана в ОБСЕ, и нынешний саммит в Астане отодвинули так называемую «третью корзину» (под которой подразумеваются проблемы гражданского общества и прежде всего – права человека) на задний план. «Ведь на саммите в полной мере проявились все противоречия, существующие и на евразийском пространстве, и в самой Европе. И руководители многих государств приехали в Астану прежде всего для того, чтобы заявить о своих проблемах, о замороженных конфликтах и о накопившихся обидах», – отмечает аналитик. В качестве примеров он привел бурные обсуждения российско-грузинской войны, конфликта вокруг Нагорного Карабаха, ситуацию с признанием независимости Косово и обстановку в Кыргызстане.
Еще одним обсуждаемым аспектом стало отсутствие на саммите ряда политических лидеров, в том числе президента Франции Николя Саркози, что было особенно заметно на фоне недавнего визита Нурсултана Назарбаева в Париж. Его неявку Андрей Хан объясняет скандалом, связанным с сайтом WiKiLeaks, предположив, что французский лидер не захотел встречаться с некоторыми своими коллегами, дабы избежать неприятных для него тем. «И вообще, недоверие друг к другу участников саммита было особенно заметным в дни, когда на этом сайте появляются все новые разоблачительные сведения. И это не могло не сказаться на итоговом документе, который получился довольно расплывчатым», – отмечает главный редактор журнала «Правила игры».
В целом же, считает Андрей Хан, саммит показал различие в понимании принципов безопасности между западным – христианским – миром и евразийским – в значительной мере мусульманским. «У нас это воспринимается в первую очередь как безопасность режимов, безопасность отдельно взятых государств – прежде всего военная и экономическая безопасность. То есть то, что не имеет отношения к правам человека и к выборам. Все это считается внутренним делом государства. В то время как для европейцев важнее безопасность демократических институтов, которые могут бороться с коррупцией, наркотрафиком и другими негативными явлениями», – заключает политолог.
«Между Россией и Западом доверия больше не стало» Эксперт Государственной Думы РФ, президент Петербургского клуба конфликтологов Борис Подопригора поддерживает повторенное Дмитрием Медведевым в Астане предложение о создании единой европейской системы безопасности.
Вслед за российским президентом он настаивает, что Россия может участвовать в любых военно-политических блоках лишь на паритетной с Западом основе, иначе ей будет отведена «конъюнктурная, временная, ситуативная, пропагандистская роль, не подтверждающая отношения партнерства» России со странами, входящими, в частности, в Североатлантический альянс. «Увы, несмотря на новый этап российско-западного потепления, доверия от этого больше не стало, – считает эксперт Госдумы. По его мнению, способствовать увеличению взаимного доверия смогло бы сотрудничество по линии ПРО, которое «создаст условия в том числе для формирования антитеррористической коалиции по модели антигитлеровского союзничества».
Аналитик также напоминает, что «ОБСЕ и его предтеча – СБСЕ – создавались в противовес блокам, существовавшим в 1980-е годы. Этим и задается ее универсальность, а значит, и оптимальность для всех сторон. В противном случае не избежать изначальной НАТО-центричности поиска безопасного будущего. А у России все-таки свой путь – пусть и под сенью общеевропейского дома». Декларации ОБСЕ не обязательны к исполнению Один из ведущих российских специалистов по проблемам Центральной Азии, обозреватель газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов был среди аккредитованных на саммите журналистов. Он отметил, что итоговый документ саммита – Астанинская декларация – очень долго согласовывался участниками встречи, и в каждой новой редакции менялись формулировки, если предыдущие не устраивали какую-либо из противоборствующих сторон. Это относится и к нагорно-карабахскому конфликту, и к ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии.
На вопрос корреспондента «Голоса Америки», обязательны ли к выполнению документы ОБСЕ, будь то итоговая декларация саммита или заявление председательствующего, Аркадий Дубнов заметил, что ОБСЕ – это структура, решения которой принимаются консенсусом. А посему принятые документы лишь формируют общий взгляд участников организации на проблему, что не влечет за собой никаких последствий. Они лишь подтверждают либо несколько дополняют базовые принципы организации, которые были приняты еще в 1975 году в Хельсинки.
Что же касается отсутствия в Астане ряда ведущих политиков планеты, в частности, президента США Барака Обамы, то Аркадий Дубнов напомнил: «Еще в начале этого года, когда только зашел разговор о возможности проведения этого саммита, на котором настаивали власти Казахстана, в Вашингтоне отчетливо дали понять, что поехать в Астану ради коллективного фотографирования глава американской администрации не собирается. Потому что появлением на саммите Обама фактически одобрил бы отсутствие подвижек в демократизации казахстанского режима, которые были обещаны Астаной в 2007 году в Мадриде».
Эксперт добавляет, что на Западе вообще довольно скептически относились и к председательству Казахстана в ОБСЕ, и к проведению саммита, «и в общем, как мы сегодня видим, они были правы, потому что в Астане казахстанская элита во главе с Назарбаевым прежде всего стремилась сделать из этого саммита огромный пиар-проект для Казахстана».
На проведение этого события были потрачены большие средства, и все было хорошо организовано, но по сути страна не смогла полностью соответствовать тем ценностям и идеалам, которые были заложены в основу ОБСЕ 35 лет назад, убежден Аркадий Дубнов.
Саммиту предшествовала конференция правозащитников Между тем, мало кто обратил внимание на то, что перед самым началом официального саммита в Астане прошла международная конференция по вопросам гражданского общества. Среди ее организаторов были правозащитная организация «Фридом Хаус», отделение Фонда Сороса в Казахстане, Московская и Норвежская Хельсинкские группы и ряд других неправительственных организаций.
На этой встрече присутствовали делегаты из всех постсоветских государств, из ряда стран Европы, а также из США.
Один из участников этой конференции – заместитель председателя общественной правозащитной организации «Гражданский контроль», эксперт Фонда защиты гласности Юрий Вдовин – в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» рассказал, что основной целью собравшихся было привлечение через институты ОБСЕ международного внимания к нарушениям прав человека. А это в свою очередь способствовало бы развитию гражданского общества в постсоветских странах, а значит, стабильности и безопасности. «Нами затрагивалась проблема свободы выражения мнений – очень болезненная для этих стран, свобода собраний, защита правозащитников, на которых совершаются нападения. Свобода передвижения, визовые правила, права меньшинств, наблюдение за выборами и ряд других вопросов», – рассказывает Юрий Вдовин.
При этом, по свидетельству правозащитника, участники конференции подвергали критике миссии наблюдателей от ОБСЕ, которые, приезжая на выборы, зачастую ведут себя формально и оперируют данными, полученными от местных властей.
От Центральной Азии на этой встрече было много так называемых «ГОНГО» – «государством организованных негосударственных организаций». Члены этих организаций настаивали, чтобы в итоговом документе конференции не выделялось бы в отдельную главу положение с правами человека в странах СНГ. Сама итоговая декларация, принятая на конференции по вопросам гражданского общества, распространялась в первый день работы саммита ОБСЕ среди его участников.
При этом Юрий Вдовин отмечает: «Я вполне допускаю, что представители почти всех стран постсоветского пространства будут делать вид, что никаких документов от нашей конференции они не получали. За исключением, может быть, Грузии».