международный информационный проект "РУССКИЙ ДИАЛОГ"
Внимание! "Русский Диалог" изменил адрес. Теперь к ссылке rus-dialog.com добавляем ACTIVEBOARD, получается Rus-Dialog.Activeboard.Com. Постепенно на форуме все ссылки относящиеся к Rus-Dialog.com и Sobesednitsa.Activeboard.com будут заменены на Rus-Dialog.Activeboard.Com
Интересно, многие ли граждане России знают, что готовится к принятию новый закон «Об образовании»? А многие ли читали то, что написано в текущей версии подготовленного в недрах Минобрнауки РФ законопроекта?
Между тем, именно сейчас, летом, когда большинству тех, кто не уехал на дачу из-за жары и духоты не до законопроектов, определяется понемногу будущая судьба юных россиян. И судьба эта, увы, выглядит не слишком хорошо – что нетрудно заметить, внимательно вчитавшись в законопроект.
Самые существенные изменения, которые коснутся каждого жителя страны – касаются свободы семьи на выбор формы образования своих детей, начиная с детсадовского возраста. Даже в советское время дошкольное образование в детских садах никогда не было обязательным. Да и известно, что дома дети растут и развиваются, как правило лучше, чем в детских садах. Вот почему в российских традициях многие семьи, которые имели такую возможность, старались не отправлять ребенка в детский садик, воспитывая его дома. Между тем, новый законопроект это традиционное право россиян собирается, без особого шума, взять и отнять.
48 статья проекта ясно указывает, что родители «обязаны обеспечить получение детьми дошкольного образования» в год перед школой. И речь не просто об освоении каких-то знаний и умений, о подготовке к школе дома – этим и так занимались почти все родители. Вовсе нет, потому что теперь дошкольное образование не только имеет обязательную часть (об этом говорит п. 1. статьи 100 проекта), но и обязательно реализуется в очной форме (что указано в п. 2 той же ст. 100).
Право воспитывать свое дошкольное чадо дома, которым все долгие годы пользовались – исчезает за горизонтом министерского законотворчества. Зачем? Почему? Ведь от домашнего воспитания дети не становились менее готовыми к школе, и от этого не было плохо ни обществу, ни самим детям… Но речь не просто об урезании свободы воспитывать. Думается, ларчик открывается гораздо проще. Хотя дошкольное образование формально бесплатное, взимается плата «за содержание и присмотр» в детском саду. Фактически, обязательное дошкольное образование означает навязывание всем гражданам России с малыми детьми обязательных платных услуг. И хотя закон предусматривает компенсацию этих расходов, нетрудно, заглянув в статью 103 проекта увидеть, что эта компенсация составит лишь пятую часть от средней платы, определенной, конечно, чиновниками. Думаю, никому не надо напоминать о смехотворных «прожиточныхм минимумах» и МРОТ.
На этом урезание прав родителей и атаки на их кошельки не заканчиваются. Новый закон предполагает отобрать у родителей еще одно право – право давать своим детям школьное образование дома, в семье. Сейчас это право есть у всех россиян. О нем говорит и 10 статья действующего закона об образовании, и его 52 статья:
«Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении».
Этим правом, конечно, пользовались не все россияне – многие находили для своих детей устраивающие их школы. Тем не менее, все больше россиян выбирали эту возможность для своих детей – и надо сказать, что результаты впечатляли – как и в других странах мира, где есть семейное образование, дети учились не хуже, а то и лучше, чем в школе. И свобода сказать школе «до свидания» (тем самым лишив ее государственных выплат за своего ребенка) – была возможностью всех родителей, с чем школа должна была считаться.
Между тем, новый закон собирается это право у российских семей отобрать. Семейное образование вообще не упоминается в нем, а зато начальное образование, как указывает п 6. Ст. 100 законопроекта, может получать исключительно в очной форме. Т.е. все первые классы дети, независимо от решения их родителей, должны будут учиться только в школах, а не дома.
Может показаться, что это касается не всех. Большинство ведь учит своих детей в школах. Между тем, все вовсе не так просто. Помните, не так давно в обществе широко обсуждалось то, что образование станет частично платным? Так вот, несмотря на опровержения со стороны чиновников – новый закон откроет широкую дорогу для этого. Достаточно будет просто минимизировать бесплатную «обязательную» часть стандартов, сделав все прочие уроки, нужные для успешного прохождения аттестации, сдач ЕГЭ и решения прочих проблем, важных для будущей жизни – отнеся остальное, не менее необходимое в дополнительную – а значит платную категорию образовательных услуг. Дети младшего школьного возраста будут обязаны ходить в школу – а посему, если их родители хотят, чтобы они делали дальнейшие успехи на образовательном и жизненном поприще – им, волей-неволей, придется платить немалые деньги за эти дополнительные образовательные услуги. Думаете, это теории? Но московские родители пишут, что уже сейчас в некоторых школах столицы бесплатное изучение русского языка (по которому, напомню, обязательно сдается ЕГЭ) предусмотрено только до восьмого класса.
В этих условиях существование такой альтернативы, как семейное обучение станет жизненно важным. Уже сейчас затраты на семейное обучение вполне сравнимы с затратами на обучение ребенка, которые средние родители несут в обычной «бесплатной» школе. В условиях же все большей коммерциализации обучения – семейное образование стало бы реальной, качественной альтернативой школам и выходом для многих семей (тем более, что в сообществе сторонников этой формы обучения за последние годы наработано немало полезных методических материалов – вот лишь некоторые из них). Но увы, эту альтернативу у россиян хотят отобрать – отобрать действующее право, которым люди уже пользуются и которое явно было провозглашено в законе.
Зачем? Ведь известно, что демократические государства идут по пути расширения, а не урезания прав, если эти права не наносят ущерба правам другим и обществу. А как домашнее образование может нанести ущерб обществу, если в странах, где оно давно существует, результаты его (учитываемые официальной статистикой) вполне замечательны?
К сожалению, тенденции «сверху» в отношении прав семьи в нашей стране уже некоторое время тревожные. Попытки введения ювенальной юстиции, постоянно надзирающей за каждой семьей, попытки под видом заботы о детях собирать в нарушение законов конфиденциальную информацию о семьях (см. недавний проект «Паспорта здоровья школьника»), наконец уже несколько прецедентов, когда у родителей отбирали детей исключительно по причине малообеспеченности… И кто может гарантировать, что завтра у тех родителей, кто не сможет платить за «содержание и присмотр» в детских садах или за «дополнительные образовательные услуги» для младших школьников детей не будут попросту отбирать? И это в условиях кризиса, когда многие с трудом несут бремя семейных расходов…
Известна всем история о том, как "враг вступает в город, пленных не щадя, потому, что в кузнице не было гвоздя". Казалось бы мелочь – отмена семейного обучения, о котором многие даже не слышали. Но в том-то и дело, что в новых условиях это «маленькое право» семьи может оказаться отнюдь не мелочью, а "гвоздем" – реально необходимой для многих альтернативой. Думаю, важно сохранить это право у каждой российской семьи.
Что для этого можно сделать? Например, участвовать в «народной экспертизе законопроекта» (о которой, правда, народ почти не слышал), где сторонники семейного образования сейчас стараются сохранить это право, в том числе предлагая некоторые поправки в законопроект. Или написав письмо в Министерство образования или другие ответственные инстанции – с требованием, чтобы российских граждан не лишали права на обучение и воспитание дошкольников и младших школьников в семье, вне садиков и школ:
В Министерство образования и науки Российской Федерации – 125993, Москва, ГСП-3, Тверская ул., д. 11
В Комитет Госдумы РФ по образованию (председатель комитета – Балыхин Григорий Артёмович ) – 103265, ул. Охотный ряд, д. 1, Москва, Россия
В Комиссию Общественной палаты по развитию образования (председатель комиссии – Кузьминов Ярослав Иванович ) – 125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1
Да и вообще всем нам пришло время задуматься над тем, как вместе защитить права семей – уж слишком часто их пытаются отобрать и ограничить; то как «смыкается круг» – вселяет все большую тревогу.
Некоторое время назад в LiveCity я уже рассказал об интересных особенностях проекта нового закона "Об образовании". Благодаря работе коллег, удалось получить некоторые комментарии от авторов законопроекта.
Еще 2 июля было опубликовано интервью одного из авторов законопроекта, в котором он признавал, что отсутствие в нем семейной формы образования школьников и права давать дошкольную подготовку детям дома – лишь неприятный пробел в проекте и недоработка. Если верить сказанному в интервью – семейные права бесследно исчезли из текста в силу досадной оплошности и случайности.
Вчера, после слушаний в Общественной Палате РФ, во время пресс-конференции, эта удивительная новость получила новое подтверждение. Вот что об этом пишут на сайте журнала "Домашний ребенок".
"Сегодня в Общественной Палате РФ прошло первое открытое обсуждение проекта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
...
Во время пресс-конференции, мы не могли не задать самый волнующий нас вопрос о проекте нового закона «Об образовании» – Кто и на каком основании собирается лишить нас права на семейное образование?
Ефим Рачевский и Любовь Духанина, Члены комиссии Общественной палаты по развитию образования ответили в один голос:
*«Никто вас не собирается лишать этого права! Это ошибка! На следующем рассмотрении законопроекта мы внесем эти поправки»!*"
Будем надеяться, конечно, что авторы законопроекта исполнят обещание и внесут исправления, сев за "работу над ошибками".
Не могу, однако, не откомментировать:
Ну, прямо скажем, и ошибки допускаются у нас при разработке законопроектов! Лишить немалую группу людей права, объявленного для них законом... масштабно мыслим, уж погрешность – так погрешность! На этом фоне ошибки учеников в школьных диктантах – мелочь, не стоящая внимания.
Так и хочется сказать авторскому коллективу законопроекта об образовании:
- Господа, будьте внимательнее! Пишите, пожалуйста, без ошибок!
Материал размещен на сайте читателем GZT.RU в соответствии с условиямиПользовательского соглашения (с сохранением орфографии и пунктуации авторов). Редакция не несет ответственности за эти материалы. Если вы хотите опубликовать свою новость, используйте форму на сайте.
Политическое сообщество продолжает обсуждать законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Этой теме было посвящено несколько недавних представительных встреч с участием депутатов Законодательного Собрания Лениградской области.
29 сентября в Гербовом зале Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена прошло выездное заседание Экспертно-консультативного совета при Законодательном собрании Ленинградской области. В ходе заседания «Депутат Николай Пустотин («Единая Россия») поднял тему семейного и дополнительного образования».
Об этом сообщила общественности Пресс-секретарь председателя Законодательного Собрания Ленинградской области, Мария Суворова. По ее словам, этим не ограничилось внимание к теме семейного образования парламентариев Ленинградской области:
«30 сентября под председательством спикера областного парламента Ивана Хабарова состоялось первое с момента начала осенней сессии занятие «Муниципальной школы» для депутатов представительных органов муниципальных образований Ленинградской области. Основной темой обсуждения также стали последние нововведения в системе образования.
…
Не менее серьезной стала тема «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Среди недостатков законопроекта было отмечено исчезновение начального профессионального образования, семейного образования и экстерната. По мнению депутатов Законодательного собрания, эти формы сегодня имеют право на существование и не останутся без внимания».
Тема семейного образования, похоже, была затронута и на слушаниях в Совете Федерации, посвященных законопроекту. Представительница профильного комитета Законодательного Собрания Владимирской области, Галина Финашина, среди озвученных на слушаниях замечаний, упоминает и такое:
«В статье 21 не учтены такие формы получения образования, как «экстернат» и «семейное образование». Это может привести к ущемлению конституционных прав на образование некоторых категорий граждан, как, например, инвалиды».
А еще 14 сентября тема семейного образования прозвучала и на обсуждении законопроекта с участием депутатов Тульской областной Думы:
«Участники встречи подробно обсудили структуру законопроекта об образовании, его новации.Каждый из выступающих, отмечая положительные стороны законопроекта, обратил внимание присутствующих и на его несовершенство по многим направлениям. В частности нерешенным остается вопрос о статусе педагогов дополнительного образования. Спорные моменты есть и в сфере общего образования. Например, отсутствие в законопроекте понятий «семейное образование» и «экстернат». Кроме того, в законопроекте есть некоторые разногласия с федеральным законом «О местном самоуправлении»».
Мы надеемся, что все эти замечания будут восприняты серьезно и полностью учтены в дальнейшей работе над законопроектом.
Обсуждение закона об образовании состоялось за круглым столом в Екатеринбурге
3 августа 2010 года региональное отделение Государственно-патриотического клуба Партии «Единая Россия» совместно с Общественной организацией «Екатеринбургский городской родительский комитет» (ЕГРК) провели круглый стол, на котором обсуждался проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Текст проекта опубликован на сайте Министерства образования РФ - http://mon.gov.ru/dok/proj/6649. Итоговый текст данного законопроекта планируется внести на обсуждение в Государственную Думу уже в сентябре 2010 года. На обсуждении кроме организаторов присутствовали представители преподавательской и родительской общественности, а также представители ряда общественных организаций. Целью обсуждения было предварительное знакомство с законопроектом, с существующими предложениями поправок и обмен мнениями. Председатель ЕГРК В.Ш.Неталиев во вступительном слове высказал мысль, что и педагогам и родителям необходимо принять самое активное участие в формировании нового закона, т.к. этот документ будет определять направления образования и формирования мировоззрения наших детей, а следовательно, в недалеком будущем, – и вектор развития всего государства, в течение по меньшей мере 10 лет. Действующий «Закон об образовании» был принят в 1992 году, т.е. действует без изменений уже 18 лет. В.Ш.Неталиев предложил в обсуждении отталкиваться от поправок, предложенных московскими учеными-юристами И.В.Понкиным и М.Н.Кузнецовым, с которыми ЕГРК имеет опыт многолетнего плодотворного сотрудничества. Опираясь на мнение экспертов и действуя совместно с ними, мы получаем шанс быть услышанными. Брошюры с данными поправками были розданы участникам круглого стола. В ходе дальнейшего обсуждения отметили, что во главу угла процесса образования необходимо поставить духовно-нравственное воспитание личности, тогда как все остальные компоненты – интеллектуальное, физическое развитие и проч. – являются вторичными. По возможности эта мысль должна быть закреплена в терминологии и проходить красной нитью через весь закон. Причем, формирование и развитие личности должно базироваться не на «общечеловеческих ценностях» как предлагается сейчас в законопроекте, что означает ориентацию на потребительские и эгоистические ценности западного общества, а на традиционных духовно-нравственных ценностях российской государственности. При этом требуется определить, что имеются в виду ценности традиционных на территории РФ религий и в первую очередь православия. В настоящее время законопроект имеет большой размер, сложную структуру и, возможно, излишне детализирован. Для сравнения – закон 1992 года имеет 6 глав, а обсуждаемый законопроект имеет уже 20 глав. При таком объеме трудно избежать внутренних противоречий и трудно исполнять такой закон. Далее участники обсудили возможности влияния родителей на процесс школьного образования. В законопроекте заявлен государственно-общественный характер образования, что в принципе дает возможность школьным родительским комитетам принимать участие в жизни школ. Возможно, в законе следует подробнее описать функции родительских комитетов и советов школ. Также участники круглого стола довольно эмоционально обсудили обширное дополнение к законопроекту, предложенное И.В.Понкиным и М.Н.Кузнецовым, касающееся образовательных программ, связанных с профилактикой ВИЧ/СПИД. Участники выразили сомнение в уместности таких программ в учебных заведениях. Воспитание учащихся на основе традиционных ценностей, в данном случае «Не прелюбодействуй», является лучшей профилактикой от всех пороков современного мира. В заключении участники договорились к следующей встрече по возможности более детально ознакомиться с законопроектом и с предложенными поправками, чтобы быть готовыми сформулировать собственные предложения.
ВНИМАНИЕ!!!
Если у Вас есть свои соображения или предложения по вышеуказанному законопроекту, то, пожалуйста, высылайте их руководителю направления "Образование" Клавдии Моревой по e-mail: moreva@roditelisng.ru
Депутаты российских регионов высказываются в поддержку сохранения семейного образования
Политическое сообщество продолжает обсуждать законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Этой теме было посвящено несколько недавних представительных встреч с участием депутатов Законодательного Собрания Лениградской области.
29 сентября в Гербовом зале Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена прошло выездное заседание Экспертно-консультативного совета при Законодательном собрании Ленинградской области. В ходе заседания «Депутат Николай Пустотин («Единая Россия») поднял тему семейного и дополнительного образования».
Об этом сообщила общественности Пресс-секретарь председателя Законодательного Собрания Ленинградской области, Мария Суворова. По ее словам, этим не ограничилось внимание к теме семейного образования парламентариев Ленинградской области:
«30 сентября под председательством спикера областного парламента Ивана Хабарова состоялось первое с момента начала осенней сессии занятие «Муниципальной школы» для депутатов представительных органов муниципальных образований Ленинградской области. Основной темой обсуждения также стали последние нововведения в системе образования.
…
Не менее серьезной стала тема «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Среди недостатков законопроекта было отмечено исчезновение начального профессионального образования, семейного образования и экстерната. По мнению депутатов Законодательного собрания, эти формы сегодня имеют право на существование и не останутся без внимания».
Тема семейного образования, похоже, была затронута и на слушаниях в Совете Федерации, посвященных законопроекту. Представительница профильного комитета Законодательного Собрания Владимирской области, Галина Финашина, среди озвученных на слушаниях замечаний, упоминает и такое:
«В статье 21 не учтены такие формы получения образования, как «экстернат» и «семейное образование». Это может привести к ущемлению конституционных прав на образование некоторых категорий граждан, как, например, инвалиды».
А еще 14 сентября тема семейного образования прозвучала и на обсуждении законопроекта с участием депутатов Тульской областной Думы:
«Участники встречи подробно обсудили структуру законопроекта об образовании, его новации.Каждый из выступающих, отмечая положительные стороны законопроекта, обратил внимание присутствующих и на его несовершенство по многим направлениям. В частности нерешенным остается вопрос о статусе педагогов дополнительного образования. Спорные моменты есть и в сфере общего образования. Например, отсутствие в законопроекте понятий «семейное образование» и «экстернат». Кроме того, в законопроекте есть некоторые разногласия с федеральным законом «О местном самоуправлении»».
ювенальная юстиция: мнение эксперта
15 апреля 2010 года в Посольстве Франции в Москве состоялся франко-российский круглый стол, посвящённый реформе пенитенциарной системы.
На заседании этого круглого стола было предоставлено слово судье Верховного суда Российской Федерации В.В.Дорошкову, который сообщил о том, что на государственном уровне принято решение, что в России больше не будет создаваться ювенальных судов, так как наша страна в настоящее время не готова к введению ювенальной юстиции. Он также пояснил, что Программа, на основании которой ювенальные суды создавались, снята с правительственного контроля.
В то же время из речи представителя Верховного Суда Российской Федерации следовало, что уже существующие ювенальные суды в ряде «пилотных» регионов России продолжат свою работу.
Между тем, существование ювенальных судов в Российской Федерации не имеет законных оснований.
В соответствии с частью 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Однако ни регулирующий указанные правоотношения Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", ни сама Конституция Российской Федерации не предусматривают ювенальных судов в судебной системе Российской Федерации. Никаких иных способов создания данных судебных органов, в том числе в качестве эксперимента, в законодательстве Российской Федерации не предусматривается.
Часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Глава 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации достаточно полно регулирует особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Именно ею должны руководствоваться суды при рассмотрении данной категории уголовных дел. Отсутствие законодательного регулирования деятельности ювенальных судов и неясность судейских полномочий ставит под сомнение правосудность принимаемых ими судебных постановлений.
Кроме того, отправление правосудия ювенальными судами нарушает конституционное право каждого гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 Конституции Российской Федерации).
В свете сказанного судьёй В.В.Дорошковым по вопросу о ювенальной юстиции вызвало недоумение выступление на заседании того же круглого стола Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А.Астахова, в котором он пригласил всех присутствующих на свою пресс-конференцию, посвящённую открытию нового ювенального суда в городе Азове 20 апреля 2010 года.
В этой связи возникает вопрос: если введение ювенальной юстиции на территории Российской Федерации больше не поддерживается на государственном уровне, то на каком правовом основании открывается очередной ювенальный суд в городе Азове? Интересно также узнать, на какие средства он создан и будет функционировать? Ведь снятие с правительственного контроля программы создания ювенальной юстиции в России означает сворачивание её бюджетного финансирования. Если же средства на создание суда выделялись из иных источников, то такое положение является прямым нарушением статьи 124 Конституции Российской Федерации, согласно которой финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Последнее замечание вполне можно распространить и на другие ювенальные суды, существующие в Российской Федерации. К примеру, в обобщении практики внедрения элементов ювенальных технологий в Ростовской области, сделанном судьёй Ростовского областного суда Е.Л.Вороновой (июль 2008 года) говорится: «Социальные работники при судах работали по контракту ПРООН, который оплачивал их работу». Следует отметить, что социальный работник при суде непосредственно влияет на рассмотрение дела судьёй, на основании его рекомендаций судом принимаются решения о применении к подсудимому тех или иных мер воздействия, то есть имеет прямое отношение к отправлению правосудия. Судья Е.Л.Воронова указывает, что в настоящее время институт «социального работника при суде» трансформирован (с учетом возможностей российского законодательства) в институт помощника судьи с функциями социального работника. Следовательно, исходя из положений статьи 124 Конституции Российской Федерации, постановления ювенальных судов, финансируемых на деньги западных фондов, не соответствуют требованиям полного и независимого правосудия, то есть являются незаконными.
Ольга Владимировна Леткова, главный консультант Правового управления Аппарата Совета Федерации
-- Edited by grot611 on Friday 29th of October 2010 1245 PM